Содержание
Введение .................................................................................................................................................... 3
1. Общая характеристика Филиала ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум» ... 4
2. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности ....................................... 5
3. Система управления филиалом техникума ........................................................................................ 7
4. Организация образовательного процесса ........................................................................................... 8
5. Содержание подготовки обучающихся ............................................................................................ 10
5.1. Перечень реализуемых основных образовательных программ ......................................... 10
5.2. Содержание образовательных программ ............................................................................. 10
5.3. Организация и проведение учебной и производственной практики ................................. 11
6. Качество подготовки обучающихся в 2024 году ............................................................................. 13
6.1. Качество освоения образовательных программ .................................................................. 13
6.2. Государственная итоговая аттестация выпускников .......................................................... 16
7. Внутренняя система оценки качества образования ......................................................................... 17
8. Востребованность выпускников ........................................................................................................ 19
9. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса ................................................... 20
10. Воспитательная деятельность Филиала техникума ....................................................................... 21
11. Финансово-экономическая деятельность ....................................................................................... 38
2
Введение
Нормативная база проведения самообследования в филиале техникума:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» статья 29, часть 2, пункт 3;
приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении
порядка проведения самообследования образовательной организации»;
приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 № 1324 «Об утверждении
показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2017 года № 136 «О внесении
изменений
в
показатели
деятельности
образовательной
организации,
подлежащей
самообследованию, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 10 декабря
2013 № 1324».
Цели самообследования Филиала техникума:
-
обеспечение доступности и открытости информации о деятельности Филиала техникума;
-
подготовка отчета о результатах самообследования.
В отчете представлены результаты оценки образовательной деятельности Филиала
техникума, системы управления, содержания и качества подготовки обучающихся, организации
учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического,
библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования
внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности
Филиала техникума.
Отчет
о
результатах
самообследования
Филиала
Государственного
бюджетного
профессионального образовательного учреждения Республики Хакасия «Черногорский горностроительный техникум» за 2024 год призван информировать потенциальных абитуриентов,
обучающихся, их родителей, социальных партнеров и широкую общественность.
Отчет размещен на сайте по адресу: http://chgst-belyar.profiedu.ru.
3
1. Общая характеристика Филиала ГБПОУ РХ «Черногорский горностроительный техникум»
Образовательная организация основана в 2022 году и ориентирована на подготовку
квалифицированных кадров для горно-добывающей промышленности Алтайского района.
На основании Приказа директора ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»
№106У от 22.02.2022г. и Положения о филиале Государственного бюджетного профессионального
образовательного
учреждения
Республики
Хакасия
«Черногорский
горно-строительный
техникум» путем присоединения к Государственному бюджетному профессиональному
образовательному учреждению Республики Хакасия «Черногорский горно-строительный
техникум», который является правопреемником присоединяемого образовательного учреждения.
4
2. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Полное
наименование:
образовательного
Филиал
учреждения
Государственного
Республики
Хакасия
бюджетного
«Черногорский
профессионального
горно-строительный
техникум».
Сокращенное наименование: Филиал ГБПОУ РХ ЧГСТ.
Организационно-правовая форма: бюджетное учреждение.
Место нахождения (юридический и почтовый адрес): 655650, Республика Хакасия,
Алтайский район, с. Белый Яр, ул. Советская, зд.4А.
Правовое обеспечение образовательной деятельности Филиала ГБПОУ РХ ЧГСТ
осуществляется в соответствии с действующим законодательством на основании выписки
бессрочной лицензии - № 1915 от 11 ноября 2015 г., серия 19Л 02 № 0000107, свидетельства о
государственной аккредитации № 1464 от 03 ноября 2015г., серия 19 А02 № 0000617.
Учредителем Техникума является Правительство Республики Хакасия. Полномочия и
функции учредителя осуществляет Министерство образования и науки Республики Хакасия.
Отдельные полномочия и функции учредителя в сфере управления и распоряжения имуществом
осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия.
Основным документом, регламентирующим деятельность Филиала ГБПОУ РХ ЧГСТ
является Устав, утвержденный Постановлением Правительства Республики Хакасия от 22.06.2015
№ 295.
Основной целью деятельности Филиала техникума является образовательная деятельность
по образовательным программам среднего профессионального образования.
Для достижения предусмотренной Уставом цели деятельности Филиал техникума выполняет
следующие задачи:
создание
необходимых
условий
для
удовлетворения
потребности
личности
в
интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего
профессионального образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации;
создание условий для удовлетворения потребности личности в получении конкретной
профессии
соответствующего
уровня
квалификации
с
возможностью
повышения
общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего общего образования;
внедрение передовых методик в области среднего профессионального образования по
соответствующему профилю подготовки квалифицированных кадров, обеспечивающих высокий
уровень профессионального образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих
запросы личности и производства;
повышение общеобразовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания
5
дополнительных платных образовательных услуг;
удовлетворение потребностей общества в специалистах со средним профессиональным
образованием;
формирование
у
обучающихся
гражданской
позиции
и
трудолюбия,
развитие
ответственности, самостоятельности и творческой активности;
сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества.
Выводы: Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности в Филиале
техникума осуществляется в соответствии с нормативной базой на основании Закона РФ «Об
образовании в Российской Федерации» и Устава Техникума. Филиал техникума имеет
собственную
нормативную
и
организационно-распорядительную
документацию,
соответствующую законодательству РФ, требованиям учредителя, Уставу Техникума и
обеспечивает
оптимальное
взаимодействие
структурных
образовательного учреждения.
6
подразделений
и
служб
3. Система управления филиалом техникума
Управление филиалом техникума осуществляется на основе сочетания принципов
единоначалия и коллегиальности.
Единоличным исполнительным органом является директор, который осуществляет текущее
руководство деятельностью филиала техникума.
В Филиале техникума функционируют коллегиальные органы управления, к которым
относятся:
Конференция работников и обучающихся Филиала техникума (далее - Конференция);
Совет Филиала техникума;
Педагогический совет Филиала техникума;
Совет обучающихся Филиала техникума.
За отчетный период проведено 2 Педагогических совета, 2 заседание Совета обучающихся.
На заседаниях обсуждались вопросы совершенствования развития образовательного учреждения.
Деятельность структурных подразделений регламентируется Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации», Уставом Техникума, положениями о структурных
подразделениях, должностными инструкциями сотрудников. Организационная структура
Техникума:
Выводы: Структура и система управления в филиале техникума позволяет с достаточной
эффективностью обеспечить организацию и ведение образовательного процесса. Организация
управления филиалом техникума соответствует требованиям Устава Техникума, функции
структурных подразделений строго разграничены.
7
4. Организация образовательного процесса
Образовательный процесс в Филиале техникума строится в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным
программам
среднего
профессионального
образования»,
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 26.08.2020 № 438 «Об утверждении
Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным программам
профессионального обучения», приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 N 762 (ред. от
20.12.2022) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.09.2022 N 70167), правилами внутреннего распорядка
обучающихся ГБПОУ РХ ЧГСТ, требованиями федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.15 «Открытые
горные работы» и других нормативно-правовых актов в сфере профессионального образования.
Образовательный процесс организован в соответствии с нормативными требованиями по
учебным группам.
Реализация ОПОП осуществляется в соответствии с учебным планом для каждой группы,
определяющим
наименование
и
учебную
нагрузку
по
учебным
дисциплинам,
междисциплинарным курсам.
Расписание занятий составляется по семестрам, утверждается директором филиала
техникума и содержит сведения о номерах учебных групп, учебных дисциплинах, МДК, дате,
времени и месте проведения занятий.
Учебная работа построена на основании разработанных и утвержденных действующих
учебных планов, учебных программ, календарно-тематических планов и другой учебнометодической документации.
Обучающиеся обеспечиваются необходимой учебно-методической документацией.
С обучающимися и их родителями по вопросам успеваемости, воспитания проводится
индивидуальная работа.
Учебный год начинается 1 сентября, состоит из двух семестров. Количество экзаменов не
превышает 8, зачетов -10 (без учета зачетов по физической культуре).
Продолжительность академического часа составляет 40 минут, что соответствует
нормативным требованиям.
Недельная нагрузка обязательными учебными занятиями, включая рассредоточенную
8
практику, составляет 36 часов, включая все виды аудиторной и самостоятельной учебной работы.
Каникулярное время на всех курсах обучения составляет 11 недель.
Образовательный процесс в филиале техникума строится на педагогически обоснованном
выборе форм, средств и методов обучения, определяемых Педагогическим советом на основе
единых педагогических требований коллектива с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся. В филиале техникума применяются дистанционные технологии и
элементы электронного обучения, сетевая форма реализации образовательных программ.
Обучение и воспитание ведутся на русском языке.
Подготовка
обучающихся
в
филиале
техникума
осуществляется
по
основным
профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих; Обучение осуществляется по
очной форме обучения на русском языке.
Сведения о подготовке обучающихся анализируются по данным на 31 декабря 2024 года.
В 2024 году в Филиал ГБОУ РХ ЧГСТ поступило 33 обучающихся по очной форме обучения
по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). На 31 декабря 2024 года
продолжают обучение на 1 курсе 31 обучающийся (1 человек – академический отпуск), на 2 курсе
32 обучающихся (1 человек – академический отпуск), 13 человек заочного отделения (1 человек –
академический отпуск) по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Вывод: Содержание и уровень профессиональных образовательных программ, реализуемых
в
филиале
техникума,
соответствует
утвержденному
перечню
профессий
среднего
профессионального образования и федеральным государственным образовательным стандартам в
части наименования профессий, квалификаций, присваиваемых выпускникам. Филиал техникума
осуществляет свою образовательную деятельность в соответствии с потребностями регионального
рынка труда, выражающимися в государственном задании на подготовку квалифицированных
рабочих, служащих.
9
5. Содержание подготовки обучающихся
5.1. Перечень реализуемых основных образовательных программ
При формировании и определении структуры профессиональной подготовки рабочих кадров
в Филиале техникума будут учитываться следующие факторы:
-государственный заказ, тенденции социально-экономического развития страны;
-потребности профильных предприятий Республики Хакасия, в частности Алтайского
района в квалифицированных кадрах;
-анализ рынка предлагаемых образовательных услуг однопрофильными учебными
заведениями Республики Хакасия;
-традиции техникума, опыт педагогического коллектива, уровень материально-технической
базы;
-интерес молодежи к реализуемым профессиям.
Реализация образовательных программ подготовки специалистов осуществляется по очной
форме обучения.
5.2. Содержание образовательных программ
№
Код
п/п
Наименование программы
Нормативный
Форма
Квалификация
срок освоения
обучения
выпускника
Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального
образования:
1.
2.
СПО - подготовка специалистов среднего звена
21.00.00 «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия»
Специалист по
21.02.15 Открытые горные работы 3 года 10 месяцев очная
горным работам
21.02.15
Открытые горные работы
3 года 10 месяцев
заочная
Горный техниктехнолог
Образовательный процесс осуществлялся в соответствии с требованиями Федерального
закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273- ФЗ, действующих
федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), на основе Программы
развития филиала техникума, образовательных программ, включающих в себя учебные планы,
графики учебного процесса, программы учебных дисциплин, профессиональных модулей,
контрольно-оценочные средства, тарификации, распорядительных документов по учебному
процессу.
10
В 2024 году техникум реализовывал основные профессиональные образовательные
программы
по
федеральным
государственным
образовательным
стандартам
среднего
профессионального образования одной профессий.
Рабочие учебные программы имеются в наличии по всем учебным дисциплинам в полном
объеме, соответствуют ФГОС и примерным учебным программам. Расчет времени в программах
соответствует объему часов, отведенному на изучение дисциплин или профессиональных модулей
по учебному плану.
Экземпляры рабочих программ находятся в методическом кабинете и у преподавателей.
Вывод:
Структура и
содержание профессиональных образовательных программ
соответствует требованиям ФГОС СПО по профессии, реализуемой в филиале техникума.
Рекомендации и предложения:
Необходимо продолжить разработку методических рекомендаций для внеаудиторной
самостоятельной подготовки обучающихся по всем учебным дисциплинам и МДК в рамках
профессиональных модулей; продолжить работу над учебно-методическим обеспечением с
учетом требований профессиональных стандартов.
5.3. Организация и проведение учебной и производственной практики
Практика является составной частью основной образовательной программы среднего
профессионального образования. Практика обеспечивает дидактическую последовательность
процесса формирования у обучающихся системы профессиональных знаний и умений в
соответствии с профилем деятельности, прививает обучающимся навыки самостоятельной работы
по избранной профессии.
Практика
имеет
целью
комплексное
освоение
обучающимися
всех
видов
профессиональной деятельности по профессии СПО, формирование общих и профессиональных
компетенций, закрепление и углубление знаний, полученных обучающимися в процессе
теоретического обучения, а также приобретение необходимых умений и опыта практической
работы обучающимися по профессии. Видами практики обучающихся, осваивающих ОПОП СПО,
являются учебная практика и производственная практика.
В 2024 году у студентов 1 и 2 курсов обучения учебная и производственная практики не
предусмотрены учебной программой. Учебная практика планируется для обучающихся 2 курса в
первом полугодии 2025 года.
Учебная практика по специальности направлена на формирование у обучающихся
практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта,
реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по основным видам
профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных
11
компетенций по избранной профессии.
Производственная практика будет направлена на закрепление, расширение, углубление и
систематизацию знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, приобретение
практического опыта, формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций и
реализуется в рамках модулей ОПОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности,
предусмотренных ФГОС СПО по профессии.
Общий объем времени на практику определяется рабочим учебным планом.
В целях сотрудничества с работодателями в 2025 году планируется подписание договоров
об организации практической подготовки обучающихся филиала техникума.
Предприятие-базы планируемой практики, с кем будут заключены договоры на
прохождение обучающимися Филиала ГБПОУ РХ «ЧГСТ» практической подготовки: Специалист по горным работам АО «Разрез Изыхский».
Вывод:
В образовательной организации материально-техническая база для прохождения
обучающимися учебной и профессиональной практик отсутствует, в виду начального
формирования образовательной организации среднего профессионального образования – Филиала
ГБПОУ РХ ЧГСТ. Деятельность по формированию учебно-материальной и материальнотехнической базы для прохождения учебной практики и производственной практики
продолжается.
12
6. Качество подготовки обучающихся в 2024 году
6.1. Качество освоения образовательных программ
В Филиале ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум» сформирована
система оценки качества образования как основная часть единой системы управления качеством
образования. На всех этапах теоретического и практического обучения осуществляется оценка
достижений обучающихся, уровня сформированности общих и профессиональных компетенций
обучающихся и выпускников, развития их личностного потенциала.
Формы и периодичность входного и текущего контроля отражены в рабочих программах,
промежуточной аттестации - в учебных планах и календарных учебных графиках. Результаты
текущей и промежуточной аттестации обучающихся постоянно являются предметом обсуждения
на педагогических советах, заседаниях методических объединений.
Оценка качества результатов процесса обучения планируется осуществлять, как правило, в
динамике: входной контроль, текущий контроль, рубежный контроль и промежуточная
аттестация, государственная итоговая аттестация выпускников, отзывы работодателей.
Успеваемость обучающихся по результатам 2023 - 2024 учебного года представлена в
таблице:
Результаты промежуточной аттестации обучающихся по программе подготовки
специалистов среднего звена по специальности «Открытые горные работы»
по итогам 2023-2024 учебного года
Курс
1 курс
№ группы
1-ОР-23
Кол-во
Кол-во чел Успеваемость Качество обучения
человек в
на
группе
«4» и «5»
32
18
%
(на «хорошо» и
«отлично»)
100%
%
87%
Показатель успеваемости по программе подготовки специалистов среднего звена по
специальности «Открытые горные работы» по итогам 2023-2024 учебного года составил 100%,
показатель качественной успеваемости составил 87%.
Успеваемость обучающихся по результатам второго полугодия 2024 года представлена в
таблице:
13
Результаты промежуточной аттестации обучающихся по программе подготовки
специалистов среднего звена по специальности «Открытые горные работы»
по итогам второго полугодия 2024 года
Курс
№ группы
1 курс
2 курс
Итого:
1-ОР-24
1-ОР-23
Кол-во
Кол-во чел Успеваемость Качество обучения
человек в
на
группе
«4» и «5»
31
31
62
6
19
25
(на «хорошо» и
%
«отлично»)
%
68%
82%
75%
100%
99%
100%
Средний показатель абсолютной успеваемости по программам подготовки специалистов
среднего звена по специальности «Открытые горные работы» по итогам второго полугодия 2024
года составил 100%. Средний показатель качественной успеваемости составил 75%.
В соответствии с планом-графиком выполнения всероссийских проверочных работ (далее
ВПР) в 2024 году для обучающихся первого курсов по очной форме обучения по образовательным
программам среднего профессионального образования на базе основного общего образования в
Филиале ГБПОУ РХ ЧГСТ обучающиеся выполняли проверочную работу с оценкой
метапредметных результатов (Метапредмет) и математика.
Проверка метапредметного результата включает два блока: освоенные обучающимися
межпредметных понятий и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике. Из
33 обучающихся первого курса ВПР выполняли 30 студентов.
Результаты выполнения ВПР, метапредметные результаты
Специа-
Курс
льность
Кол-во
Кол-во
человек в
человек
группе
выполнявших
«2»
«3»
«4»
«5»
Успевае
Качество
мость
21.02.15
1
33
30
7
23
0
0
77%
0%
Открытые
2
32
28
1
14
12
1
96%
46%
горные
работы
Анализ полученных данных метапредметных результатов показывает, что успеваемость по
филиалу техникума составила 87%. По абсолютной успеваемости и по качеству знаний лучшие
14
результаты показали обучающиеся 2 курса.
Проверка знаний по предмету «Математика» показывает знания и умения по данному
предмету. Из 33 обучающихся первого курса ВПР выполняли 30 студентов.
Результаты выполнения ВПР по предмету «Математика»
Специа-
Курс
льность
Кол-во
Кол-во
человек в
человек
группе
выполнявших
«2»
«3»
«4»
«5»
Успевае
Качество
мость
21.02.15
1
33
31
22
9
0
0
29%
0%
Открытые
2
32
28
3
19
5
1
89%
21%
горные
работы
Анализ полученных данных по предмету «Математика» показывает, что успеваемость по
филиалу техникума составила 59%. По абсолютной успеваемости и по качеству знаний лучшие
результаты показали обучающиеся 2 курса.
Выводы
и
рекомендации:
необходимо
проводить
комплексные
мероприятия,
направленные на подготовку обучающихся к ВПР. Преподавателям:
- на занятиях уделять больше внимания заданиям, требующим логических рассуждений,
доказательств, обоснований, а также заданиям, направленным на сравнение, обобщение,
формирующим умение делать выводы, работу с иллюстративным материалом;
- пересмотреть КИМы, включив задания направленные на проверку универсальных
учебных действий;
- использовать на уроках современные педагогические технологии: проектная, игровая,
проблемного обучения;
- включить в состав учебных занятий для проведения текущего, тематического,
промежуточного контроля обучающихся задания для оценки несформированных умений и видов
деятельности;
- для устранения выявленных в ходе анализа ВПР пробелов был разработать План
мероприятий по устранению проблемных зон базовой общеобразовательной подготовки
обучающихся.
Выводы и предложения:
1.
Администрации
мотивировать
педагогов
15
на
повышение
профессиональной
компетентности по вопросам выявления и развития одаренности учащихся.
2.
Преподавателям:
- провести отбор потенциальных участников олимпиады и проводить с ними систематическую
работу по подготовке к олимпиадам;
- разработать план по подготовке к олимпиадам на учебный год.
6.2. Государственная итоговая аттестация выпускников
Государственная итоговая аттестация (далее-ГИА) является завершающей частью
обучения. Цель проведения ГИА: определение соответствия уровня подготовки выпускников
требованиям ФГОС, готовности и способности решать профессиональные задачи с последующей
выдачей документа государственного образца об уровне образования и квалификации.
По каждой образовательной программе разрабатывается Программа государственной
итоговой аттестации, утверждается на заседании педагогического совета с участием
представителей ГЭК.
К
сдаче
выпускных
квалификационных
экзаменов
допускаются
обучающиеся,
закончившие полный курс обучения, по утвержденным учебным планам и программам и имеющие
положительные итоговые оценки по всем учебным предметам, производственной и учебной
практикам.
Выпускнику,
успешно
сдавшему
государственную
итоговую
аттестацию,
будет
присваиваться соответствующая квалификация и выдаваться документ установленного образца о
среднем профессиональном образовании.
16
7. Внутренняя система оценки качества образования
В 2023-2024 учебном году работа техникума была ориентирована на достижение
стратегической цели: создание условий для обеспечения позитивной динамики развития как
открытой
инновационной
конкурентоспособностью,
образовательной
способствующей
системы,
развитию
обладающей
образовательной
среды
высокой
района
и
ориентированной на подготовку выпускника, адаптированного к современному социуму.
Исходя из состояния образовательного процесса в ОО, наличия проблем и противоречий, а
также современных стратегических приоритетов образовательного пространства основными
направлениями развития системы оценки качества образования являются следующие:
- формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования,
обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на
качество образования в филиале техникума;
- получение объективной информации о функционировании и развитии системы
образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- предоставления всем участникам образовательной деятельности и общественности
достоверной информации о качестве образования;
- принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию
образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при
принятии таких решений;
- прогнозирование развития образовательной системы образовательного учреждения.
Внутренняя система оценки качества образования ориентирована на решение следующих
задач:
- систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательном
учреждении
для
принятия
обоснованных
и
своевременных
управленческих
решений,
направленных на повышение качества образовательной деятельности и достижению планируемых
результатов;
- максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве
образования, как на этапе планирования достижения образовательных результатов, так и на этапе
оценки эффективности образовательной деятельности по достижению соответствующего качества
образования.
Ключевыми направлениями ВСОКО по уровням общего образования являются за период
учебного года:
- содержание образования;
- условия реализации образовательных программ;
- достижения обучающимися освоения образовательных программ.
17
Содержание
образования
определяется
основной
образовательной
программой,
разработанной в соответствии с требованиями образовательного стандарта (ФГОС).
1. Оценка проводится на основании параметров и измерителей, разработанных в техникуме:
- наличие основных образовательных программ (соответствие требованиям ФГОС);
- соответствие структуры ООП требованиям ФГОС;
- учёт в ООП специфики и традиций образовательного учреждения, социального запроса
потребителей образовательных услуг;
- наличие в учебном плане обязательных учебных предметов в соответствии с ФГОС;
- соответствие объёма часов за определённый период обучения согласно требованиям
действующего ФГОС;
- наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем
предметам учебного плана в соответствии с ФГОС;
- реализация в полном объёме содержания программного материала по учебным предметам,
курсам, дисциплинам (модулям) (выполнение рабочих программ);
- наличие программы формирования универсальных учебных действий;
- наличие программы духовно- нравственного развития, воспитания учащихся;
- наличие программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни;
- наличие программы воспитания и социализации учащихся;
- наличие плана внеурочной деятельности в рамках ООП;
- реализация в полном объёме содержания программного материала по направлениям
внеурочной деятельности.
Учебный план на 2023-2024 учебный год был составлен в соответствии с необходимыми
нормативными документами для формирования учебных планов: Федеральным Законом от
29.12.2012г. No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», учебным планом, приказами,
инструктивно-методическими письмами, Уставом техникума. При составлении учебного плана
учитывались:
- особенности образовательного учреждения;
- требования федерального государственного образовательного стандарта.
Выводы и предложения:
1. Считать качество образовательных результатов, уровень реализации образовательного
процесса и условий, обеспечивающих образовательную деятельность Филиала техникума по
итогам 2023-2024 учебного года удовлетворительными.
2. В 2023-2024 учебном году администрации техникума продолжить совершенствование
внутренней системы мониторинга качества образовательной деятельности.
18
8. Востребованность выпускников
Процесс подготовки квалифицированного специалиста в филиале техникума направлен на
обеспечение необходимого качества в соответствии с требованиями работодателя, формирование
высокого уровня готовности к профессиональной деятельности и конкурентоспособности на
рынке труда.
Педагогический коллектив ориентирует своих выпускников на развитие потребности в
личностном развитии, профессиональном росте и становлении. В филиале техникума создан центр
карьеры и содействия трудоустройству выпускников Филиала ГБПОУ РХ ЧГСТ, который
организует встречи с работодателями, планируется информирование выпускников о возможностях
трудоустройства, а также ведется мониторинг потребностей рабочих кадров с целью дальнейшего
трудоустройства выпускников.
Учет занятости выпускников после окончания учебного заведения планируется проводить
по направлениям:
-
трудоустройство;
-
призыв в ряды Российской армии;
-
дальнейшее обучение;
-
отпуск по уходу за ребенком;
-
предоставлено право свободного трудоустройства (стоит на учете ЦЗН).
19
9. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Единая методическая тема педагогического коллектива филиала техникума «Осуществление
личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию обучающихся через внедрение
активных форм и методов в учебно-воспитательный процесс». Перед педагогическим коллективом
поставлена цель:
непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства,
обеспечение роста профессиональной компетентности педагогов как условие реализации целей
развития обучающихся.
Для достижения цели решались следующие задачи:
- создание условий для непрерывного совершенствования профессиональных компетенций
педагогов;
- совершенствование организационно-методического сопровождения образовательной
деятельности;
-повышение
качества
проведения
уроков
теоретического
обучения
с
учетом
профессиональных стандартов;
- оказание методической помощи в реализации ФГОС СПО.
В Филиале техникума в 2024 году функционировал педагогический совет с целью
повышения
педагогического
мастерства
преподавателей
в
области
подготовки
конкурентоспособных выпускников в Филиале техникума в отчетном периоде было проведено 3
заседания педагогического совета, которые фиксировались в протокола.
Преподавателями была проделана работа по разработке рабочих программ дисциплин в
соответствии с требованиями ФГОС СОО.
Из недостатков следует отметить то, что педагогами не проводились открытые уроки,
показывающие эффективные технологии, используемые в преподавании предметов. В 2025 году
планируется разработка плана-графика открытых занятий по дисциплинам.
Вывод: Педагогический коллектив Филиала ГБПОУ РХ ЧГСТ составляет 14 человек, из них
высшее педагогическое образование имеют 100% сотрудников, 43% педагогов имеют первую и
высшую квалификационную категории.
20
10. Воспитательная деятельность Филиала техникума
Воспитательная работа - составная часть образовательной деятельности и один из основных
видов деятельности всех педагогических сотрудников филиала техникума. Работа направлена на
развитие социально значимой деятельности обучающихся и реализуется через внеурочную работу
кураторов групп, деятельность молодежных объединений в различных сферах общественной
жизни, через внедрение комплекса мер, направленных на предупреждение асоциальных явлений в
подростковой и молодежной среде, воспитание толерантности, профилактику экстремизма и
национализма.
В течение года воспитательная работа в техникуме проводилась в соответствии с Рабочей
программой воспитания и календарным планом воспитательной работы по профессии,
согласованными с Советом обучающихся и Советом родителей.
Модули воспитательной программы техникума составлены в соответствии с целями
Национальных проектов Российской Федерации и приоритетами социально-экономического
развития Республики Хакасия на период до 2024 года:
Модуль 1. Профессионально-ориентирующее воспитание.
Модуль 2. Спортивное воспитание.
Модуль 3. Гражданско-патриотическое воспитание.
Модуль 4. Экологическое воспитание.
Модуль 5. Студенческое самоуправление.
Модуль 6. Культурно-творческое воспитание.
Модуль 7. Профилактическое воспитание.
Модуль 8. Ключевые общие дела.
Модуль 9. Цифровая среда.
В структуру Совета обучающихся входят 5 направлений.
№ п\п
ФИО
Направление \ Обязанности
1.
Киршина Вероника Александровна
Староста группы 1-ОР-23
2.
Рянин Александр Егорович
Староста группы 1-ОР-24
3.
Игонина Виктория Павловна
Образование и знание
4.
Аршанова Анна Ниолаевна
«Учись и познавай!»
5.
Кашперова Алёна Владимировна
Культура и искусство
6.
Гашкова Алёна Романовна
7.
Райкова Екатерина Романовна
«Создавай и вдохновляйся!»
Волонтёрство и добровольчество
21
8.
Титов Данил Евгеньевич
«Благо твори!»
9.
Бурнаев Максим Евгеньевич
10.
Ларин Павел Андреевич
«Достигай и побеждай!»
11.
Шроо Валерия Ивановна
Медиа и коммуникации
12.
Шишлянников Данил Евгеньевич
«Расскажи о главном!»
Спорт
Профилактическая работа за 2024 год.
В начале учебного года с субъектами профилактики были разработаны и
утверждены планы по совместной работе, направленной на профилактику безнадзорности и
правонарушений.
Вся система воспитательной работы в Филиале техникума базируется на индивидуальной
работе с обучающимися. Обучающиеся «группы риска» и обучающиеся, состоящие на учете,
находятся под постоянным контролем куратора, актива группы, шефов-наставников.
На несовершеннолетних, состоявших, на учете составляется индивидуальная программа
реабилитации (ИПР):
-
закрепление шефа-наставника;
-
посещение места проживания;
-
ежедневный контроль за посещаемостью занятий;
-
взаимодействие с семьей (консультации, беседы, и т.д.), с целью повышения
уровня родительской ответственности;
-
заслушивание несовершеннолетних с самоотчетом на заседаниях Совета
профилактики;
-
контроль за успеваемостью;
-
содействие в организации свободного времени;
-
индивидуально профилактические беседы: «О здоровом образе жизни»,
«Алкоголь и подросток», «О правилах поведения и внешнем виде несовершеннолетних в
техникуме», «Об ответственности за совершенные правонарушения», «О вреде курения вейпов и
эл. сигарет» и т.д.
В рамках организации и проведения профилактической работы, техникум сотрудничает с
сотрудниками ПДН ОУУП и ПДН Отд МВД России по Алтайскому району, КДН и ЗП при
администрации с. Белый Яр, ГБУЗ РХ Белоярская ЦРБ.
В течение 2024 года проведено 2 заседания Совета профилактики. На заседаниях
заслушивались с самоотчетом обучающиеся, состоящие на профилактическом учете, а также те
обучающиеся, кто требует особого внимания и педагогической поддержки. Заслушивались отчеты
куратора группы. Велась индивидуальная профилактическая работа с обучающимися и их
22
родителями.
Весь комплекс проводимых педагогическими работниками техникума воспитательных
профилактических мер дает положительные результаты:
- отсутствие значительного роста количества совершенных правонарушений обучающимися
техникума, а также количества, состоящих на профилактическом учете;
- как один из показателей эффективности воспитательной работы по правовому воспитанию
и профилактике правонарушений можно считать стабильно низкий процент обучающихся
техникума, совершивших правонарушения.
Анализируя эффективность профилактической работы, следует отметить, что наилучший
результат дает проведение совместной работы с субъектами профилактики заседаний Советов
профилактики, совместные мероприятия с субъектами профилактики.
Тем не менее, необходимо продолжать работу с подростками, направленную на
профилактику и предупреждение правонарушений, а также пропаганду здорового образа жизни:
- путем вовлечения обучающихся в различные мероприятия;
- сотрудничества с субъектами профилактики.
Причинами
совершения
преступлений
и
противоправных
поступков
среди
несовершеннолетних можно считать: недостаточный контроль над подростками со стороны
законных представителей, нежелание и неумение подростка правильно и рационально
использовать свое свободное время, растущее психологическое напряжение, уход от проблем,
решение межнациональных конфликтов.
Таким образом, необходимо усилить профилактическую работу с обучающимися, работу с
законными представителями обучающихся по разъяснению вопросов о необходимости
осуществления более тщательного контроля за времяпрепровождением несовершеннолетнего,
необходимо обращать внимание на интересы и увлечения несовершеннолетнего, а также его круга
общения; в том числе разъяснения вопросов ответственности законных представителей за
воспитание своих несовершеннолетних детей.
Работа с законными представителями обучающихся.
Работа педагогического коллектива техникума с родителями и законными представителями,
обучающимися, традиционно осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и
индивидуально. Особое внимание в воспитательной работе уделяется неполным семьям, а также
семьям, где воспитываются несовершеннолетние обучающиеся, в том числе дети, находящиеся
под попечительством, а также обучающиеся, состоящие на профилактическом учете.
В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и групповые онлайн собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, посещения
семей обучающихся.
23
Темы:
- успеваемость и посещаемость;
- ответственность родителей за воспитание детей;
- результаты сессии;
- информационная безопасность в сети Интернет;
- профилактика суицида среди подростков (даны рекомендации, распространены памятки
«суицид как социальная проблема»);
- профилактика употребления ПАВ;
- профилактика ДТП «Ответственность за управление ТС без документов»;
- профилактика курения вейпов и эл. сигарет, употребления энергетических напитков и т.д.
В
течении
года
с
родителями
подростков
систематически
проводились
беседы
профилактического характера, об ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей.
На постоянной основе куратором группы ведётся контроль и информирование по текущим
вопросам в родительском чате группы.
Работа с обучающимися, проживающими в общежитии
Филиал ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум» арендует комнаты в
общежитии Филиала ГБПОУ РХ «Хакасский многопрофильный техникум». Количество
арендуемых комнат в общежитии – 5, количество мест - 16. В общежитии предоставляются такие
жилые помещения, как: кухня, оборудованная двумя электрическим плитами,
тремя
холодильниками, кухонным гарнитуром; комната отдыха, оборудованная необходимой мебелью,
телевизором; санитарно-гигиенические помещения, прачечная, оборудованная стиральной
машиной-автомат.
В общежитии на 01.01.2024 проживает 16 обучающихся филиала техникума.
Особое внимание педагогические работники уделяли несовершеннолетним. За ними был
установлен особый контроль со стороны воспитателей. Ежедневно, согласно приказа,
осуществляется административное дежурство в вечернее время, в том числе проводятся
воспитательные мероприятия согласно плану работы на месяц. В течение учебного года на базе
общежития проводились акции и беседы, посвященные профилактике асоциальных явлении среди
молодежи, пропаганде здорового образа жизни, формированию норм толерантного поведения и
др. Ежедневно проводились рейды по комнатам с целью проверки санитарно-гигиенического
состояния.
Задача администраторов состоит не только в том, чтобы контролировать санитарногигиеническое состояние комнат контролировать поведение обучающихся и пресекание
противоправных поступков, но и в оказании им помощи - консультативной, психологической (в
рамках их компетенции), помочь с выполнением домашних заданий.
24
Диагностическая работа за 2024г.
Диагностическая работа проводилась по согласованию со специалистами ГБПОУ РХ ЧГСТ
согласно ежемесячному планированию педагога - психолога, совместному планированию с
социальным педагогом, а также в соответствии с запросами педагогов, обучающихся, родителей.
Целью
диагностического
направления
работы
являлось:
изучение
индивидуально
-
психологических свойств личности обучающихся, особенностей психического развития и
состояния обучающихся, определение психологических причин нарушений в обучении и
развитии, социально-психологической дезадаптации обучающихся, выявление потребностей,
интересов, наклонностей в рамках профессионального самоопределения обучающихся, изучение
межличностного взаимодействия в коллективе детей и взрослых.
В
рамках
психологического
диагностирования
обучающихся
1
курса
проведено
анкетирование «Трудности адаптации в условиях новой учебной деятельности». По результатам
диагностики большинство обучающихся довольны своим поступлением в филиал ЧГСТ и
чувствуют себя в техникуме и в своей учебной группе достаточно комфортно.
В Филиале разрабатываются и реализуются планы работы:
• План работы по формированию у обучающихся антитеррористического сознания и
неприятия экстримизма на учебный год;
• План мероприятий ГБПОУ РХ ЧГСТ по профилактике безнадзорности, правонарушений,
злоупотребления психоактивными веществами и иных негативных явлений среди подростков;
• План мероприятий по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних из
ГБПОУ РХ ЧГСТ;
• План работы с детьми «группы риска»;
• План совместной работы Филиала ГБПОУ РХ ЧГСТ и ОДН ОМВД России по Алтайскому
району по профилактике правонарушений и преступлений среди обучающихся (годовой,
ежеквартальный);
• План мероприятий по профилактике суицида среди подростков;
• План работы с обучающимися из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей и лиц из их числа;
• План работы с родителями обучающихся;
• План работы со студентами в общежитии;
• План работы по профилактике ВИЧ и СПИДа среди детей и подростков ГБПОУ РХ ЧГСТ;
• План заседаний Совета профилактики.
Наиболее
важными
профилактическими
мероприятиями
25
являются:
заседания
Совета
профилактики, индивидуальная работа с педагогом-психологом ГБПОУ РХ ЧГСТ, преподавателя
физической культуры, преподавателя ОБЖ, кураторов групп. Контроль за успеваемостью и
посещаемостью обучающихся.
Участие подростков во внеурочной деятельности, организация родительских собраний,
совместные рейды кураторов с сотрудниками ОДН ОМВД, наставничество из числа педагогов, а
также сотрудников правоохранительных органов Алтайского района.
Система воспитательной работы в Филиале техникума включает следующие направления:
•
воспитание гражданственности и патриотизма;
•
нравственное воспитание;
•
эстетическое воспитание;
•
физическое и здоровье сберегающее;
•
научно-интеллектуальное;
•
трудовое.
Обучающиеся Филиала техникума в течение 2024 года активно участвовали в культурно-массовых
и спортивных мероприятиях различного уровня.
Все обучающиеся «группы риска» вовлечены в воспитательную деятельность Филиала техникума,
посещают спортивные секций.
Перечень наиболее важных проводимых мероприятий по профилактике правонарушений и
преступлений и формированию правовой культуры:
С целью профилактики правонарушений, повышения правовой грамотности, а также с целью
ознакомления студентов с видами ответственности за совершение правонарушений в июне 2024
года в группе прошел «Урок безопасности»;
В течение 2024 года обучающиеся техникума, в т. ч. состоящие на профилактическом учете
участвовали в:
15.04.2024 – Онлайн-тестирование «Наркотики: вред, ответственность, последствия»;
01.04.2024-30.04.2024 - Всероссийская акция «Здоровье в движении», посвященная Всемирному
дню здоровья;
Ежеквартальное проведение профилактических мероприятий по профилактике экстремизма и
терроризма;
24.04.2024 - Профилактическая беседа на тему «Преступления в сфере информационнокоммуникационных технологий» со старшим следователем МВД по РХ
В марте цикл профилактических мероприятий, посвященных Дню борьбы с наркобизнесом и
наркомафией: беседы по темам: «Здоровый образ жизни», Показ видеороликов «Мир без
26
наркотиков», Тренинговая игра «Умей сказать нет!» (профилактика употребления ПАВ),
«Самоконтроль и требовательность к себе», раздача информационного материала ( памятка
«228!»), «Бездна, в которую надо заглянуть».
16.02.2024 –проведена профилактическая беседа со студентами 1 курса «Соблюдение правил
дорожного движения. Ответственность за нарушения ПДД в РФ»
11.03.2024 - профилактическая беседа «Под защитой» о безопасности в сети Интернет, о половой
неприкосновенности, оскорблениях и побоях.
16.04.2024 – Единый классный час «Будь в курсе» для студентов 1 о правилах поедения в онлайн
– среде;
24.04.2024- - 02.05.2024 – Цикл профилактических мероприятий по борьбе с экстримизмом и
терроризмом;
20.05.2024 – Профилактическая беседа «Стоп ВИЧ/СПИД»
04.09.2024 – Всероссийский открытый урок по основам безопасности жизнедеятельности;
05.09.2024 – организация и проведение собрания в студенческом общежитии, с участием
инспектора ОДН ОМВД России по Алтайскому району на тему: «Соблюдение правил
общественного порядка», «Профилактика правонарушений среди молодежи».
26.09.2024 – Урок правовой грамотности с начальником ОМВД России по Алтайскому району;
02.10.2024 – Всероссийский урок по основам безопасности жизнедеятельности приуроченный к
Дню гражданской обороны;
08.10.2024 – Профилактическая беседа по ПДД;
22.10.2024 - «Правила поведения в ондайн-среде, недопущение распространения в Интеренетмессенжерах
и социальных сетях идеологии неонацизма и террористических движений
«Колумбайн» и «Скулшутинг»;
11.11.2024-13.11.2024
–
организация
и
проведение
профилактических
бесед
с
несовершеннолетними, состоящими в «группе риска» о надлежащем поведении в техникуме и в
быту;
Ноябрь 2024 - Круглый стол «Зная свои права, не забывай об обязанностях»;
20.11.2024 – в рамках Всемирного дня ребёнка проведена встреча с инспектором ОДН ОМВД
России по Алтайскому району;
Декабрь 2024 - Урок профилактики «Опасности наркомании и алкоголизма: защити своё
будущее».
В течение 2024 года с целью профилактики правонарушений и преступлений, формирования
здорового образа жизни студентам техникума предоставлялся наглядный материал: раздача
листовок и буклетов с информацией по профилактике употребления ПАВ; профилактике ВИЧ,
27
СПИДа; пропаганда ЗОЖ среди подростков («Вредным привычкам нет!»), по правовому
воспитанию подростков («Подросток и закон»). Спорт против наркотиков», «Коррупции-нет!»,
«Живи
трезво!», «Осторожно, снова мошенничество!», «Терроризм-угроза обществу!»,
«Мошенничество в сети Интернет».
В течение 2024 года педагогом – психологом проведены следующие диагностические
исследования:
На основании плана работы педагога-психолога, в ноябре 2024 года было проведено
комплексное психологическое диагностирование студентов 1 курса.
Было продиагностировано 27 человек. В работе использованы были следующие методики:
«Адаптация»
Цель: выявить первокурсников, испытывающих трудности в адаптации к группе и к
учебной деятельности.
В результате проведения были получены следующие результаты:
80%
высокий
60%
уровень
40%
средний
20%
уровень
0%
высокий
уровень
средний
уровень
низкий
низкий
уровень
уровень
62%
18%
20%
Вывод: у большинства студентов адаптация на высоком уровне.
«Самооценка психических состояний»
Цель: определить
уровни
таких
психических
свойств,
как
тревожность,
фрустрация,
агрессивность, ригидность.
Тревожность – это индивидуальная психическая особенность, проявляющаяся в склонности
человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, которая здесь выступает как
переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с
предчувствием грозящей или кажущейся таковой опасности.
Фрустрация – это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности,
желания. Проявляется в отрицательных переживаниях: разочаровании, раздражении, тревоге.
Агрессивность – это не вызванная объективными обстоятельствами, неспровоцированная
враждебность человека по отношению к людям, окружающему миру. Проявляется в тенденции
28
нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру.
Ригидность – это затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной
субъектом программы деятельности в
условиях, объективно требующих ее перестройки.
В результате проведения были получены следующие результаты:
50%
высокий
40%
уровень
30%
средний
20%
уровень
10%
0%
высокий
уровень
средний
уровень
низкий
низкий
уровень
уровень
23%
47%
30%
Вывод: высокий уровень тревожности выявлен у 6 человек.
80%
высокий
60%
уровень
40%
средний
20%
уровень
0%
высокий
уровень
средний
уровень
низкий
низкий
уровень
уровень
10%
16%
74%
Вывод: высокий уровень фрустрации у 2 студентов.
60%
высокий
40%
уровень
20%
средний
0%
уровень
высокий
уровень
средний
уровень
низкий
уровень
низкий
уровень
Вывод: высокий уровень агрессивности выявлен у 1 подростка.
29
5%
44%
51%
80%
высокий
60%
уровень
40%
средний
20%
уровень
0%
высокий средний низкий
уровень уровень уровень
низкий
уровень
15%
62%
23%
Вывод: высокий уровень ригидности у 3 подростков.
«Психологический климат в группе»
Цель: выявить психологический климат коллектива.
В результате проведения были получены следующие результаты:
благоприятный
80%
60%
40%
20%
0%
неустойчивоблагоприятный
26%
74%
неблагоприятный
0%
Вывод: преобладает неустойчиво-благоприятный климат, неблагоприятный климат не выявлен.
«Сплочённость коллектива»
Цель: выявить сплочённость, общность коллектива
В результате проведения были получены следующие результаты:
высокий
50%
40%
30%
20%
10%
0%
уровень
средний
уровень
высокий
уровень
средний
уровень
низкий
уровень
низкий
уровень
Вывод: преобладает средний уровень сплоченности коллектива.
«Самооценка»
Цель: выявить уровень самооценки личности.
30
31%
41%
22%
В результате проведения были получены следующие результаты:
60%
завышенная
45%
40%
адекватная
50%
заниженная
5%
20%
0%
Вывод: заниженная самооценка выявлена у 1 подростка.
«Суицидальный риск»
Цель: раннее выявление признаков суицидального поведения
В результате проведения были получены следующие результаты:
отсутствует
100%
90%
риск
50%
средний
0%
отсутствует
риск
средний
риск
10%
риск
высокий
риск
высокий
0%
риск
Вывод: выявлен средний риск склонности к суицидальному поведению у 2 подростков.
Профилактическая и консультативная работа
В течение 2024 года проводились различные профилактические мероприятия социальной
направленности: создание обучающимися плаката «Мы за ЗОЖ», памятка «Закон и здоровье»,
плакат «Я выбираю жизнь!».
Были проведены профилактические мероприятия: акция «За здоровый образ жизни», День
здоровья «Стоп ВИЧ/СПИД», спортивное мероприятие «Здоровое поколение», спортивная
эстафета «Спорт против зависимости», спортивная эстафета «Самый сильный, ловкий и быстрый
студент!»
Проведено 9 заседаний Совета профилактики. Заслушаны обучающиеся, состоящие на учёте
в ГДН ОМВД, КДН и ЗП с самоотчётом; обучающиеся, систематически нарушающие устав
техникума (пропуск занятий без уважительной причины, нарушающие правила проживания в
общежитии).Систематически
проводились
беседы
и
занятия
с
целью
профилактики
противоправного поведения с обучающимися, состоящими на профилактическом учете.
Разрабатывались
индивидуальные
программы
31
адаптации
и
реабилитации
несовершеннолетних обучающихся, состоящих на профилактическом учете в ГДН ОМВД по
Алтайскому району, КДН и ЗП. В рамках этих программ велась вся профилактическая и
коррекционная работа с обучающимися.
Вывод: работа педагога-психолога и кураторов группы в 2024 году велась в соответствии с
перспективным планом. В течение данного периода времени проводилась корректировка планов
работы. Запланированные мероприятия выполнены.
Взаимодействие с ОДН ОМВД, КДН и ЗП, другими органами системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (планирование совместной
деятельности, эффективность взаимодействия, основные проблемы).
Профилактическая работа со студентами и их законными представителями проводится
согласно годового и ежеквартальных планов совместной работы Филиала техникума, ОДН ОМВД
России по Алтайскому району по профилактике правонарушений и преступлений среди студентов.
Взаимодействие педагогов с сотрудниками ОДН ОМВД осуществляется через следующие
мероприятия: совместные
заседания Совета профилактики, совместные рейды по месту
жительства несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, организация бесед с
сотрудниками правоохранительных органов
с целью
профилактики и предупреждения
асоциального поведения среди подростков и молодежи, наставничество из числа педагогов, а
также сотрудников правоохранительных органов с. Белый Яр.
За образовательным учреждением закреплены следующие сотрудники правоохранительных
органов:
✓
Старший инспектор ГДН ОМВД капитан полиции Мордвинова О.С.
✓
Ст. УУП, капитан полиции Юренков М.А.
В рамках организации и проведения профилактической работы, в том числе и превентивной,
техникум сотрудничает с организациями и учреждениями города и республики: ГДН ОМВД по
Алтайскому району, КДН и ЗП при администрации Алтайского района, управлением ФСКН
России по республики Хакасия, Комитет по КМС Администрации Алтайского района, районной
библиотекой, районным краеведческим музеем, прокуратурой Алтайского района, МО и Н РХ.
За 2024 год проведено 9 заседаний Совета профилактики, организован 1 рейд по
обучающимся, состоящим на учете в ГДН ОМВД, КДН и ЗП, согласно плана посещено 2
несовершеннолетних, состоящих на учете в ГДН.
Посещения по месту жительства
осуществляются в системе и по мере необходимости. В результате рейдов с подростками и их
законными
представителями
проводились
беседы
профилактического
характера,
об
ответственности родителей за воспитание и обучение детей. Контроль за времяпровождением в
32
период каникул. Работа в данном направлении дает положительные результаты, т.к. помогает
установить более тесную взаимосвязь с родителями обучающихся.
За каждым подростком, состоящем на профилактическом учете в ГДН ОМВД закреплены
шефы-наставники в лице сотрудников правоохранительных органов и кураторов групп. Для
улучшения работы по профилактике правонарушений среди подростков представляется
необходимым
шире
использовать
возможности
правового
просвещения
подростков
с
привлечением специалистов – представителей субъектов профилактики, шефов – наставников
ГДН ОМВД. С помощью, которых они получают основную информацию о законах, правовой
системе, своих правах и обязанностях, что
поможет включению этих ребят в значимую
деятельность и выработке у них активной жизненной позиции. Совместные рейды с сотрудниками
правоохранительных органов по месту жительства, предоставляют возможность пообщаться
непосредственно с родителями несовершеннолетних в привычных для них условиях (т.е. дома),
они свободнее идут на контакт, как с представителями власти, так и с педагогами.
В течение отчетного периода большинство мероприятий посвящены формированию у
обучающихся потребности в ЗОЖ, профилактике вредных привычек, в том числе- ЭСДН,
профилактике
безнадзорности,
несовершеннолетних,
правонарушений
профилактике
и
и
предупреждению
иных
асоциальных
повторных
явлений
правонарушений
и
преступлений, профилактике суицидального поведения среди обучающихся, профилактике
самовольных уходов.
Анализируя эффективность профилактической работы, следует отметить, что наилучший
результат
дает
проведение
индивидуальной
работы
с
подростками
сотрудниками
правоохранительных органов, учреждений системы профилактики и оперативное воздействие на
поведение подростков, а также совместная профилактическая работа с сотрудниками
правоохранительных
органов
путем
проведения
рейдов
по
месту
жительства
несовершеннолетних, проведения родительских собраний, тематических классных часов.
Из запланированных совместных мероприятий Филиала с ГДН ОМВД России по
Алтайскому району по профилактике правонарушений и преступлений за 2024 год, сотрудники
ОМВД России по Алтайскому району активно принимали участие, включая заседания Совета
профилактики,
а
так
же
профилактическую
работу
проводили
специалисты
Центра
информатизации по РХ.
22.01.2024 – организация проведения акции ОМВД России по Алтайскому району
«Студенческий десант», для обучающихся 1 курса. В рамках «Разговоров о важном» (церемония
поднятия Государственного флага, прослушивание гимна РФ), проведены беседы: 1.
«Поступление на службу в образовательные организации МВД России. Условия поступления», с
участием заместителя начальника отдела по работе с личным составом Т.В. Колузаевой и
33
инспектором по делам несовершеннолетних О.С. Мордвиновой. 2. Профилактическая беседа о
недопустимости совершения преступлений и правонарушений среди молодёжи», при участии
инспектора ОДН ОМВД России по Алтайскому району О.С. Мордвиновой.
Методическое
обеспечение
деятельности,
направленной
на
профилактику
асоциального поведения несовершеннолетних, в том числе используемые в работе Филиала
ГБПОУ
РХ
ЧГСТ
программы
и
методики,
направленные
на
формирование
законопослушного поведения обучающихся, разработанные педагогами, специалистами
методических служб, ХакИРОиПК, субъектами профилактики (органы и учреждения
внутренних дел, здравоохранения, социальной защиты и т.д.), муниципального образования
РХ, РФ.
В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» (далее «Закон №120-ФЗ») понятие «Профилактика» определяется как
система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и
устранение
причин
и
условий,
способствующих
безнадзорности,
беспризорности,
правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в
совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями,
находящимися в социально-опасном положении.
Следовательно, для успешного выполнения задач,
лежащих в основе профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо, прежде всего, выявить и
проанализировать
основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным,
противоправным действиям детей и подростков, дают мотивацию асоциального поведения, с
целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.
Профилактика наркомании, алкоголизма и вредных привычек в целом – это неотъемлемая
часть просвещения. Для этого в Филиале проводятся лекции и профилактические мероприятия,
интерактивные занятия, демонстрируются документальные фильмы. Хорошая профилактическая
работа среди подростков дает ощутимые результаты, и она должна вестись постоянно и в широких
масштабах. Правильно проведенные профилактические мероприятия среди подростков являются
сдерживающим фактором и уменьшают количество правонарушений. Подростки при нужном
подходе и доступной информации способны сформировать собственное мнение о таком явлении,
как наркомания, алкоголизм, курение, как они действуют на организм, и каковы последствия их
употребления.
В 2024 году проведены исследования:
В сентябре и декабре проведены анкетирования с целю диагностики: выявление
обучающихся «Группы риска», степени их вовлечения в экспериментирования с наркотическими
веществами, изучение характера родительского отношения к ребенку, понимание характера
34
психологического климата в семье обучающегося.
В октябре с обучающимися техникума проведено социально - психологическое тестирование
на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных
веществ, с родителями проведены разъяснительные мероприятия о важности прохождения СПТ
носящее профилактический характер, и призвано удержать молодежь от первых «экспериментов»
с наркотиками.
В тестировании приняли участие 60 обучающихся до 18 лет. По результатам тестирования в
«Группу риска» вошел 3 ребёнка, у которых явного риска вовлечения нет.
На 30.12.2024 года в Филиале ГБПОУ РХ ЧГСТ обучаются 62 несовершеннолетних очного
отделения. Из них за отчетный период допускали систематические пропуски занятий без
уважительных причин 2 человека.
Не посещали занятия без уважительной причины - 0 человек.
Систематически пропускали занятия 2 человека:
1. Сидорова Дина Алексеевна, гр. 1-ОР-23
2. Монгуш Айдын Ачытыевич, гр. 1-ОР-24
В течение 2024 года с целью выявления несовершеннолетних, не посещающих или систематически
пропускающих по занятия, проводилась следующая профилактическая работа:
- индивидуальные беседы куратора с обучающимися и их законными представителями по поводу
пропусков занятий и задолженностей по предметам;
- заседание Совета профилактики, выяснение причин пропусков занятий;
- посещение на дому, с целью выяснения причин и условий пропусков занятий, обследования
жилищных условий (акт);
- совместная работа с сотрудниками органов системы профилактики;
- организация досуга подростков, вовлечение в воспитательную работу Филиала техникума. участие в работе Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи
«Движение первых»;
- создание на учебных занятиях форм и методов индивидуальной работы с обучающимися.
В июне и декабре 2024 года кураторами групп со всеми студентами техникума, проведен
инструктаж по правилам безопасности подростков в дни летних и зимних каникул, а также
проведена профилактическая беседа по предотвращению правонарушений и преступлений.
✓ Ежедневно заместителем директора по УВР проводится контроль и учет посещаемости
занятий и успеваемости студентов в целом, студентов «группы риска», а также детей-сирот,
оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей.
✓ На каждой второй неделе месяца в учебных группах проводятся групповые собрания по
35
вопросам успеваемости, дисциплины и посещаемости.
Для повышения уровня профилактической работы и с целью вовлечения студентов в социально
значимую деятельность, пропаганды здорового образа жизни, профилактики правонарушений и
других негативных явлений, студенты активно вовлекаются в общественную жизнь группы и
техникума.
В течение 2024 года среди обучающихся проводились диагностические исследования,
анкетирования.
Таким образом, за отчетный период проводимая профилактическая работа с обучающимися
систематически пропускающими занятия без уважительной причины значительно уменьшает
количество несовершеннолетних, пропускающих занятия, однако нужно продолжать усиленно
осуществлять
контроль
над
посещением
занятий
несовершеннолетними
со
стороны
педагогических работников.
С целью профилактики правонарушений и преступлений среди обучающихся техникума,
продолжать:
1. Реализацию индивидуальных программ по реабилитации и социальной адаптации личности
обучающегося.
2.
Организацию
своевременной,
комплексной,
личностно-ориентированной,
социально-
педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся и родителям, а также
подросткам «группы риска», которые имеют проблемы в общении, обучении, развитии,
социализации или находятся в социально-опасном положении.
3. Предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении
подростков и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений
обучающихся, пропаганда ЗОЖ.
4. Повышение педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса
и родителей.
5. Осуществление делового партнерства по работе с семьями «социального риска» и детьми
«группы риска» с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, Отделом опеки и
попечительства, ГДН ОМВД по профилактике асоциального поведения в обществе. Тесное
взаимодействие с которыми дает положительные и качественные результаты.
Развивать новые формы и методы деятельности для выявления задатков и творческого потенциала
молодежи, не оставлять без внимания любое направление к различным видам деятельности. У
каждого подростка свои успехи, которые должны поддерживаться педагогическим коллективом
для развития мотивации интеллектуальной деятельности.
В заключении можно сделать вывод, что профилактическая работа Филиала техникума носит в
целом систематический, обоснованный характер, максимально используются все инструменты
36
воздействия и взаимодействия с обучающимися техникума и их законными представителями, а
также с учреждениями системы профилактики в целом. Социум Филиала техникума можно
охарактеризовать, как социум с умеренным уровнем социального риска, с положительной
динамикой.
Качественным показателем воспитательной работы педагогического коллектива Филиала
ГБПОУ РХ ЧГСТ являются:
1.
Поддержание высокой активности обучающихся во внеурочной деятельности различного
уровня и направлений;
2.
Вовлечение студентов в воспитательные мероприятий, конкурсы, акции разного уровня.
Предложения:
1.
Педагогам, организующим воспитательный процесс, применять современные эффективные
формы, методы, технологии, осваивать новые педагогические компетенции, необходимые для
обеспечения эффективности воспитательной деятельности.
2.
Кураторам
воспитательные
(классным
мероприятия
руководителям)
в
соответствии
проводить
с
тематические
утвержденным
классные
планом,
часы,
разрабатывать
методические материалы с учетом возраста обучающихся, при проведении воспитательных
мероприятий использовать современные технологии, учитывая интересы самих обучающихся,
активно используя ресурсы самоуправления.
3.
Кураторам
(классным
руководителям)
своевременно
проводить
мониторинг
сформированности социокультурных и профессиональных компетенций обучающихся согласно
Порядка проведения внутреннего мониторинга динамики личностных результатов обучающихся
Филиала ГБПОУ РХ ЧГСТ и использовать результаты для определения направлений
воспитательной работы с группой и отдельными обучающимися.
4.
Педагогическим работникам, осуществляющим профилактическую работу с подростками,
состоящими
на
профилактическом
учете,
разнообразить
формы
профилактической
воспитательной работы, применять эффективные, целесообразные формы и методы.
5.
Системно проводить профилактическую работу с обучающимися, направленную на
профилактику асоциального поведения и предупреждение повторных правонарушений и
преступлений, работу с обучающимися по повышению уровня их правовой грамотности и
формированию норм правомерного поведения.
6.
Повышать педагогическую и правовую культуру законных представителей обучающихся,
применяя современные технологии.
37
11. Финансово-экономическая деятельность
В 2024 году бюджет техникума пополнялся из следующих источников:
1. Республиканский бюджет:
- субсидия на выполнение государственного задания -7 373 095,31 рублей;
- субсидии на иные цели 516 917,00 рублей в т. ч:
для выплаты стипендии обучающимся -516 917,00 рублей;
- на выполнение публичных обязательств – 0,00 рублей (компенсации педагогам,
проживающим в сельской местности)
2. Федеральный бюджет:
- стипендии Правительства РФ – 0,00 рублей.
- выплата компенсационной доплаты за кураторство 280 233,84 рублей.
3. Собственные доходы техникума:
- средства от приносящей доход деятельности – 1 894 732,50 рублей, в т. ч.:
доходы от оказания платных услуг – 1 894 732,50 рублей;
безвозмездные денежные поступления текущего характера от физических и юридических
лиц – 0,00 рублей;
Средства республиканского бюджета в течение года использованы по следующим
направлениям (тыс. руб.)
Средства, полученные из федерального бюджета, использованы строго по целевым
направлениям: стипендии Правительства РФ – 0,00 рублей, выплата доплаты педагогическим
работникам за кураторство – 280 233,84 рублей. Источниками средств от приносящей доход
деятельности являются платная образовательная деятельность. Значительная часть поступающих
средств направляется на развитие материально - технической базы техникума, для оказания
образовательных услуг. Объем средств, направленных на приобретение основных фондов и
учебно-производственного оборудования за отчетный период составил 222 006,72 рублей.
Средняя заработная плата педагогических работников в техникуме (по всем видам финансового
обеспечения (деятельности)) составляет 100,1 % к соответствующей среднемесячной начисленной
заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и
физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) в субъекте Российской
Федерации.
38